09.02.2023

ПРОГУЛКИ В «ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ»

В истории советского часового дела есть легендарный персонаж – хронограф «Стрела». Свой почётный статус часы приобрели по двум причинам. Во-первых, они стали первым советским наручным хронографом серийного выпуска. А во-вторых, именно эти часы были с космонавтом Алексеем Леоновым, когда в 1965 году он вылетел навстречу открытому космосу. Кроме того, хронограф отличался прекрасным дизайном и высокой эргономичностью, а потому пользовался любовью как у рядовых граждан (хотя немногим из них был доступен), так и у известных деятелей Советского Союза, а его экспортный вариант заслужил большую популярность за границей.

Космическая одиссея

18 марта 1965 года с космодрома Байконур вылетел корабль «Восход-2», экипаж которого состоял из командира Павла Беляева и пилота Алексея Леонова. Перед ними была поставлена стратегическая цель: организовать первый выход человека в открытое безвоздушное пространство.

Сергей Павлович Королёв перед вылетом попросил Леонова: «Ты, Лёша, только выйди из корабля и войди в корабль…»

1.jpg

И у космонавта это получилось! После выхода «Восхода» на орбиту Леонов в специальном скафандре «Беркут» успешно покинул корабль и провёл в свободном полёте больше 12 минут, правда, вернуться ему удалось не без сложностей: скафандр раздулся, и чтобы протиснуться в люк корабля, Алексею пришлось рисковать жизнью, уменьшая давление до опасно низкого.

Вскоре первый выход человека в открытый космос стал главной мировой новостью, а атрибутика, связанная с успехом советских космонавтов, мгновенно обрела невероятную популярность. Коснулось это и часов Алексея Леонова – хронографа «Стрела» 1-го Московского часового завода, с которым он направился выполнять своё сложнейшее задание.

2.jpg

Но на этом космические путешествия этих замечательных часов не закончились: они выпускались на протяжении 20 лет и были любимы многими покорителями космоса. Например, хронограф «Стрела» носил Владимир Комаров, трагически погибший во время посадки после своего второго полёта на корабле «Союз-1» в 1967 году.

3.jpg


В 1978 году такие же часы были на руке космонавта Алексея Губарева, когда, будучи командиром корабля «Союз-28», он направил его на орбитальную научно-исследовательскую станцию «Салют-6» в рамках советской космической программы «Интеркосмос» для организации международных полётов (с Губаревым тогда полетел первый космонавт из Чехословакии Владимир Ремек).

4.jpg


На фото, на первый взгляд, изображены разные изделия. Что общего между часами «Стрела», «Poljot» и «Sekonda»? На самом деле, это один и тот же хронограф, просто в разные годы он выпускался под разными названиями и с вариациями во внешнем виде. Разберёмся в этой истории по порядку…

Эволюция «Стрелы»

В середине 1950-х годов Советский Союз приобрёл швейцарское часовое оборудование, технологические детали и чертежи для производства часового механизма Venus 150 (по альтернативной версии – Venus 175) с колонным колесом, на котором в середине XX века выпускали хронографы несколько европейских производителей.

5.jpg


6.jpg


Именно на этом механизме было задумано выпустить первый советский серийный хронограф. Но неправильно считать, что производители часов в СССР просто заимствовали швейцарский калибр и вставили его в другую оболочку. Venus 150, скорее, явился прототипом: советские конструкторы заметно его модернизировали, в том числе увеличили количество рубиновых камней – с 17 до 19 штук.

7.jpg


8.jpg


В результате на свет появился стальной механизм с анкерным ходом, который получил номер 3017. Он позволял оснастить хронограф массой полезных функций, обеспечивал 1-й класс точности и продолжительность хода часов после полной заводки пружины не меньше 34 часов при выключенном секундомере и не меньше 24 часов – при включенном. Средний суточный ход составлял +/- 45 секунд.

Уже к 1959 году 1-й МЧЗ наладил выпуск хронографа «Стрела» на новом механизме. Эти часы можно назвать одной из самых «многоликих» моделей, производившихся на заводе: с течением времени менялись её внешний облик, набор функций и даже название.

В максимальной комплектации хронограф имел следующий функционал:

- измерение часов с помощью центральных часовой и минутной стрелок;

- однострелочный секундомер;

- минутный счётчик с пределом в 45 минут;

- тахометр;

- телеметр – шкалу для измерения расстояния между владельцем часов и видимым явлением, издающим звук, например, грозой.

Для управления секундомером и минутным счётчиком на часах были установлены 2 кнопки, расположенные сверху и снизу заводной головки. Вот экземпляр со всеми этими функциями:

9.jpg


Впрочем, выпускались и модификации без тахометра и телеметра:

10.jpg


Небольшая ремарка: встречается мнение, что полная комплектация производилась исключительно для представителей особых профессий, и ещё более радикальная версия, что часы вообще не были доступны штатским лицам, а выдавались только лётчикам и космонавтам. Однако хронограф в различных исполнениях фигурирует в часовых каталогах СССР уже в 1959-1960 годах, а значит мог поступать в продажу, правда, вероятно, в ограниченных количествах.

Кроме того, часы были очень недешёвыми, так что позволить их себе мог далеко не каждый. В ежемесячном бюллетене «Новые товары» (год неизвестен) читаем, что «Стрела» стоила в определённый момент 900 рублей. Для сравнения: средняя зарплата советских рабочих и служащих к 1970 году была примерно на уровне 120 рублей в месяц, к 1980 году – 170 рублей.

11.png

Так что, вероятно, покупателями часов становились те, у кого была объективная потребность в особых функциях хронографа, – учёные, спортсмены, военные. Это отмечено и в упомянутом бюллетене: «для спортсменов, туристов, лётчиков, моряков незаменимы наручные часы-хронограф «Стрела»…»

Внешний вид часов постепенно эволюционировал, на самых ранних моделях даже не было наименования «Стрела». Приведём страницу из каталога 1-го МЧЗ, выпущенного весной 1959 года, согласно которому часы были представлены в 2 вариантах оформления:

12.jpg


И та, и другая модель имели хромированный корпус из металлического сплава диаметром 36,2 мм, серебрёный циферблат, защищённый органическим стеклом, и заднюю крышку из нержавеющей стали. Различия заключались в цвете и форме элементов циферблата.

В часовом каталоге Виноградова 1960 года описано только одно оформление хронографа, на циферблате которого к этому моменту появилось название «Стрела». Размер и материалы корпуса остались теми же, цифры часовой шкалы были золотистыми, а знаки остальных шкал – чёрными. Часовая и минутная стрелки – золочёные, остальные – синёные.

13.png

Но, судя по всему, тогда существовал и другой, экспортный вариант исполнения. До наших дней дошла такая венгерская реклама советских часов 1960 года:

14.png


В последующие годы создатели часов, очевидно, продолжали экспериментировать с дизайном, но аккуратно: у всех сохранившихся экземпляров можно обнаружить узнаваемые общие черты.

15.jpg


За свою долгую жизнь хронограф менял не только внешние черты, но и имена. С 1964 года продукция 1-го МЧЗ стала выпускаться под торговой маркой «Полёт», а в экспортном варианте – «Poljot». Коснулось это и «Стрелы», причём, поскольку она поставлялась за рубеж, именно наименование «Poljot» и обрела. Позднее появилась ещё одна экспортная вариация названия хронографа – «Sekonda». Но, по сути, это была одна и та же модель на механизме 3017.

16.jpg


17.jpg


Хронограф-долгожитель производился до 1979 года, по некоторым данным 1-м МЧЗ в общей сложности было выпущено около 100 тысяч экземпляров. Но, несмотря на такой тираж, часы-любимцы коллекционеров по всему миру сегодня являются редкой и дорогой роскошью. Впрочем, есть в настоящее время и заманчивая альтернатива…

Новая жизнь «Стрелы»

Было бы печально, если бы эта яркая модель с её чистыми, точными чертами и замечательным функционалом затерялась в прошлом, но, к счастью, этого не произошло. Сегодня на территории того же 1-го МЧЗ в Москве компания «Штурманские» продолжает производить часы, унаследовавшие успехи советской часовой промышленности.

Один из хронографов «Штурманских» называется «Открытый космос» в память об отважном подвиге Алексея Леонова, а своим строгим графичным дизайном он представляет собой достойного потомка «Стрелы», воплощая в себе всё лучшее от легендарной модели:

  • 18.jpg
  • 19.jpg
  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg
  • 23.jpg
  • 24.jpg
  • 25.jpg


Небольшие внешние отличия этих моделей от советской «Стрелы» не мешают догадаться о близком родстве с ней. Более того, разнообразие вариантов исполнения по своему духу соответствует динамичной эволюции советского прародителя и позволяет подчеркнуть индивидуальность и вкусовые предпочтения владельца.

Кроме того, хронограф стал более удобным и надёжным благодаря применению современных материалов. Корпус часов теперь полностью выполнен из нержавеющей стали, циферблат защищён сапфировым стеклом, поэтому хронографу не страшны механические повреждения. На индексы и стрелки нанесена люминесцентная масса, чтобы часами можно было пользоваться в темноте. Кроме того, хронограф «подрос»: его диаметр составляет 44 мм, поэтому восприятие циферблата стало более комфортным.

26.jpg

Оригинальная особенность «Открытого космоса» – прозрачная задняя крышка, через которую можно наблюдать работу механизма. Здесь-то и обнаруживается основное отличие от советской модели: часы работают на технологичном японском автоматическом калибре NE86 Seiko на 34 камнях с запасом хода 42 часа. Такое отступление от исторической линии полностью себя оправдывает: этот надёжнейший инновационный механизм для хронографа выдаёт отличные показатели и гарантирует высокую точность.

27.jpg

В рамках коллекции «Открытый космос» представлены и другие любопытные модели, не имеющие параллелей со «Стрелой», но тоже представляющие собой наследие лучших традиций эпохи расцвета часовой промышленности СССР: например, «Открытый космос Наследие» с 24-часовым циферблатом, как у часов для советских полярников, или «Открытый Космос Кварц», на выпуск которых создателей вдохновили особо плоские часы «Вымпел», получившие золотую медаль на выставке в Лейпциге в 1963 году.