«ШТУРМАНСКИЕ»: ПЕРВЫЕ ЧАСЫ В КОСМОСЕ – С ЮРИЕМ ГАГАРИНЫМ И СЕГОДНЯ
Послевоенная часовая промышленность в СССР стремительно развивалась и перед 1 МЧЗ была поставлена особая задача: наладить производство специальных часов для военных лётчиков и штурманов. Они должны были быть точными, надёжными, удобными и выдерживать лётные перегрузки.
И вот в 1949 году такие часы увидели свет: они назывались «Штурманскими», но это не название торговой марки, а описание их предназначения. Ведь в свободную продажу – и даже в «Военторги» – эти часы не поступали: они проходили государственную приёмку и выдавались одновременно с дипломами выпускникам военных лётных училищ как часть амуниции. Соответственно, в конце службы часы нужно было вернуть, хотя за заслуги их могли оставить владельцу.
Первые «Штурманские» условно считаются «типом 1». Внешне они выглядели так (коллекционные образцы тех лет):
Эти часы имели компактный диаметр 33 мм, простой и легко читаемый циферблат с наименованием производителя «1 МЧЗ им Кирова». Логотип в центре символизировал причастность к ВВС СССР – вот как выглядели эмблемы советских военных лётчиков тех лет:
Корпус «Штурманских» изготавливался из латуни, а стекло циферблата – из плексигласа. Индексы и стрелки покрывались люминесцентным составом, в котором присутствовал радий, отчего оригинальный экземпляр до сих пор можно опознать с помощью дозиметра.
Функционал часов был лаконичным. Они уже имели центральную секундную стрелку, но ещё не были оснащены противоударным устройством. Задняя крышка была пока негерметичной – специалисты называют такую «хлопушкой».
Что особенно важно, в этих часах уже была реализована весьма полезная для лётчиков и штурманов функция – «стоп-секунда». То есть, вытянув заводную головку в крайнее положение, можно было остановить отсчёт секунд: это позволяло синхронизировать время на часах участников воздушной группы для выполнения совместных задач.
Теперь поговорим о внутренней начинке «Штурманских». Ещё в 1935-1936 годах СССР начал сотрудничать с французской часовой фирмой LIP SA d'Horlogerie: были приобретены оборудование, права и чертежи на несколько часовых механизмов. Они и стали прародителями многих советских послевоенных механизмов. В частности, француз «R-26» был использован для разработки советского «К-26», который сначала стал сердцем легендарных часов «Победа», а затем – с модификациями и усовершенствованиями – был использован в «Штурманских». Этот механизм работал на 15 камнях и обеспечивал хороший запас хода.
Полюбуемся «типом 1» со всех сторон ещё раз:
Развитие модели
СССР активно наращивал реактивную авиацию, пилоты работали в условиях всё более возрастающих нагрузок, поэтому и требования к их обмундированию повышались. В 1954 году 1 МЧЗ обновил «Штурманские»: вместо «типа 1» было запущено производство «типа 2». Эти часы имели тот же размер 33 мм и те же материалы корпуса, но внешне в них легко заметить некоторые отличия:
Стрелки приобрели более элегантную форму, а заводная головка, напротив, стала массивнее.
Но основные отличия часов «типа 2» связаны с повышением их надёжности. Эти «Штурманские» уже имели противоударное устройство на оси баланса. Задняя крышка теперь герметично закручивалась, а значит часы стали пылевлагонепроницаемыми (что подтверждала надпись на крышке). Заводную головку тоже дополнительно герметизировали для работы в условиях перепадов давления, а в местах соединения элементов корпуса были предусмотрены прокладки.
Подробный анализ различий между «Штурманскими» «типа 1» и «типа 2» мы сделали в отдельной статье.
Механизм «типа 2» был достойно усовершенствован: известный под номером 43М (на базе калибра 2609), он изготавливался уже на 17 рубиновых камнях. После полной заводки часы работали до 34 часов с суточным колебанием не больше 30 секунд.
И они «Полетели!»

Итак, когда Юрий Гагарин в 1957 году с отличием закончил учебную подготовку на военного лётчика в Оренбурге (тогда – Чкалове), ему были вручены именно «Штурманские» «типа 2».
Спустя 2 года Гагарин попросил зачислить его в отряд кандидатов в космонавты, прошёл невероятный конкурс, став лучшим из 3,5 тысяч человек, и был выбран для выполнения миссии мирового значения – первого полёта в космос. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1» Юрий облетел вокруг Земли на высоте 328 километров.
И с ним были часы «Штурманские»!
Возможно, это не просто личный выбор Гагарина – очень уж ответственной была поставленная перед ним задача. Вероятно, «Штурманские» «типа 2» оказались с ним неслучайно по решению команды, которая готовила космонавта к полёту: часы уже были проверены пилотами на протяжении 7 лет. Да и сам Гагарин, будучи военным лётчиком, имел возможность убедиться в надёжности своих «Штурманских».
Справедливости ради отметим, что, судя по всему, у Гагарина были с собой не одни часы. Но если со вторыми ещё предстоит разобраться, то насчёт первых никаких сомнений нет. Мы провели специальное расследование на эту тему и удостоверились в том, что «Штурманские» – первые часы в космосе.
Одно из ярких тому доказательств – интервью, которое взяли у Юрия журналисты газеты «Правда» после полёта в космос. Вот выдержка из статьи от 14 апреля 1961 года:
– Кстати, по какому прибору следили за временем?
– А вот по этим земным часам. — Юрий чуть отвернул рукав кителя и показал обычные штурманские часы производства 1-го Московского часового завода.
– И как они после космоса?
– Ходят секунда в секунду!
Этот фрагмент беседы примечателен ещё и тем, что подтверждает надёжность «Штурманских», которые успешно пережили подъём на орбиту и возвращение на Землю.
И, что замечательно, на эти часы желающие могут посмотреть и сегодня! Дело в том, что Главнокомандующий ВВС СССР Константин Андреевич Вершинин, который утвердил кандидатуру первого космонавта, впоследствии подружился с ним. Вероятно, в благодарность за оказанное ему доверие Гагарин подарил Вершинину свои часы, побывавшие в космосе.
После того как Константин Андреевич скончался, «Штурманские» оказались у его дочери Елены Константиновны, а она передала их в музей Центра подготовки космонавтов. Там они и экспонируются по сей день вместе с другими вещами, напоминающими о Юрии Гагарине.
Гагарин стал не единственным советским космонавтом-обладателем «Штурманских»: Герман Титов, Валентина Терешкова, участники первого группового полёта в 1962 году и первых научных экспедиций в космос, а также многие другие отважные лётчики пользовались этими часами, пока им на смену не пришли новые поколения изделий 1 МЧЗ.
«Штурманские» в 21 веке
Найти в настоящее время уцелевшие часы советских лётчиков и космонавтов весьма непросто: ограниченный выпуск, сложные условия эксплуатации и охота коллекционеров по всему миру сделали их большой редкостью. А многие б/у экземпляры, которые предлагаются на аукционах, представляют собой сборку из деталей от разных моделей, в том числе не имеющих никакого отношения к продукции 1 МЧЗ.
Но заниматься такими поисками и не требуется: сегодня можно стать обладателем первых часов в космосе, сделанных в России! Ведь на территории того же самого завода в Москве под брендом «Штурманские» производятся настоящие часы-наследники советских часовых традиций. Часам первого космонавта посвящена коллекция с говорящим названием «Гагарин».
Центральная модель коллекции – «Гагарин Наследие». Это классическое воплощение советских «Штурманских» с бережно сохранёнными оригинальными чертами:
· формой и цветом стрелок,
· стилем и начертанием индексов,
· фирменными надписями на циферблате,
· узнаваемым логотипом ВВС.
Отличает российские часы от советского прародителя чуть больший удобный размер – 40 мм, – а также разнообразие цветовых вариаций оформления и ремешков. Это позволяет владельцу продемонстрировать уважение к истории и одновременно подчеркнуть свою индивидуальность.
Кроме того, часы «Гагарин Наследие» имеют более современную оболочку: корпус из нержавеющей стали, минеральное или сапфировое стекло для защиты циферблата. Люминесцентные индексы и стрелки часов изготовлены с использованием безопасной светомассы.
Задняя крышка украшена портретом Юрия Гагарина, напоминая о том, что такие же часы носил первый космонавт Земли.
Механизм, который обеспечивает работоспособность этих часов, – всё тот же проверенный временем советский калибр 2609 на 17 камнях с ручным заводом и запасом хода до 38 часов. Но есть в коллекции и версии для любителей часов с автоподзаводом – на столь же известном созданном в СССР механизме 2416 «Восток».
Ну а для желающих ещё больше приблизиться к советскому прошлому в коллекции есть модель «Гагарин Первый». Её отличает от «Наследия» аутентичный размер – 33 мм, как у часов первого космонавта, – и сдержанные колористические решения.
Ещё одна модель коллекции «Гагарин Наследие 42», наоборот, имеет увеличенный размер 42 мм, оформлена в стильной цветовой гамме и работает на автоматическом механизме 2416 Восток.
Создатели коллекции «Гагарин» не остановились на строгом следовании классике и предложили другие яркие модели, внешний облик и функционал которых удовлетворит любой вкус и потребности:
- «Гагарин Классика Автомат» – часы с благородным дизайном и надёжным автоматическим механизмом Miyota 9015.
- «Гагарин День-Ночь» – самобытная крупная модель с мужским характером. Она подойдёт для активных путешественников, так как имеет 12- и 24-часовую временные шкалы, шкалу для второго часового пояса и окошко текущей даты. Эти часы работают на автоматическом механизме 2432 Восток.
- Эффектные часы «Гагарин 24 Часа» тоже оснащены двумя часовыми шкалами и индикатором текущей даты и функционируют на качественном советском механизме с автоподзаводом 2426 Восток.